История группы Черный Обелиск История ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА (часть первая)История ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА (часть вторая)История ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА (часть третья)История ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА (часть четвертая)ВОССТАВШИЙ ИЗ "ПЕПЛА"24 марта 2004Сольная программа "12 лет спустя"
Интервью Два взгляда на группу Черный Обелиск ("РОКАДА" №5, 1993 г.)Анатолий Крупнов. Памяти артиста (Амадей" № 2(11), 1997 г)Мы - первые! Мы - лучшие! Мы - крутые!... Взгляд из зала."ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК": ОДНА ИЗ ПРИЧИН ВОЗРОЖДЕНИЯ ГРУППЫ - ПАМЯТЬ О ДРУГЕ...
Минута молчания
Два взгляда на группу Черный Обелиск ("РОКАДА" №5, 1993 г.)ДВА ВЗГЛЯДА НА ГРУППУ "ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК"
1. ВЗГЛЯД ЖЕНЩИНЫ "Ещё один день в поисках мажора"
Машина мчалась по ночным улицам, с изящной непринуждённостью перестраиваясь из первого ряда в третий и слегка кренясь на поворотах. Орали девки и Брайан Джонсон, которому всё это явно нравилось, хотя лазерка и затыкалась на каждом ухабе. "Костик, если будет красный свет, притормози на всякий случай". Костик, импозантный "нью-рашен" в "коже" и с длинным ухоженным хайером, был согласен притормозить только для того, чтобы взять пива. И снова сумасшедшие гонки по сумрачной Москве. В бок упирается чья-то коленка, в спину кофр с бас-гитарой. - Нравится? Конечно, нравится. От чего же не нравится. Хорошо, что едем, а не летим в кювет, не стоим у постового гаишника и не потеряли колесо на повороте. Хорошо, что АС/ДС, пиво под ногами и весёлая компания. И уже нет никакого смысла думать о том, куда мы едем. Репетиция ЧЁРНОГО ОБЕЛИСКА закончилась, и Толик Крупнов с друзьями и подругами едет отдыхать. ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК. "Ещё Один День". Крупнов: Что мне нужно? Мне много чего нужно. У меня есть, на минуточку, двое детей, которым я должен помогать. Взять Вовчика (барабанщик ЧО) - молодой парень, ему тоже многое нужно, чтобы нормально жить. Я не просто талантлив, я гениален. Где дивиденды с моей гениальности? Минор модулирует в минор, озлобленность сменяется агрессией, агрессия - безысходностью. Ни одного мажорного пятна. Почему-то хочется удавиться. Депрессия? Истерия? Крупнов: У меня своя собственная философия. На чём она базируется? Нет, в двух словах философию не перескажешь. Она ни на что не похожа, хотя некоторые говорят, есть что-то общее с Марксом. Я не за Добро - я против Зла. В Библии написано: "Возлюби ближнего своего, как самого себя", но в том же Ветхом Завете говорится: "Око за око, зуб за зуб". Димон (гитарист ЧО): Невозможно бесконечно прощать. Рано или поздно всё равно обломаешься. Конечно, стараешься избегать общения с теми, кто тебя напрягает, но если ты, например, уступил в переполненном троллейбусе место старушке, а тебя тут же толкнули и обругали, единственное, что хочется сделать - это заехать в морду. Полгода назад им хотелось вступить в партию Жириновского, выйти на улицу с топором, создать нового диктатора… Крупнов: Жириновский - это к Алексису (гитарист ЧО) (в спину уходящему Алексису) - Алексис! Ты любишь Жириновского? Алексис: … (успел уйти). Крупнов: Любит. Знаешь, я недавно понял, на кого похож Жириновский. На Паука. Телеги немножко другие, а в принципе, одно и то же. Топор у нас всегда под рукой. Недавно двоих замочили - вон лежат в колонках подсыхают. А вообще-то я добрый. Мы все тут добрые. Правда, Вовчик? Вовчик: Неправда. Я очень злой. И вообще я не согласен с тем, что вы тут наговорили. В Доме Жёлтого Сна жёлтый цвет траура и величия, боли и радости. У каждого свой. И ещё есть импровизированный блюз, сосед зануда этажом ниже, который совсем не любит блюз по ночам, и сытый ужин (по совместительству завтрак и обед). А главное - помнить, что водку лучше всего запивать пивом. Крупнов: На моё мировоззрение повлияло больше всего то, что я бросил пить. Только две бутылки шампанского на свой день рождения 24 марта. Бросил, потому что надоело. Раньше пил всё подряд. Мог три бутылки водки один выпить. Костик: Хочешь, продам идею? Даже нет, подарю. "Крупнов и спиртные напитки". Получится классный материал. Толик мог бы много интересного порассказать. В кухне не смолкали гитарные переборы. Уже перешли на КВИНОВ, КСПэшные и всякие разные песни. Сосед вёл себя на удивление тихо. В комнате, утомлённый неравной борьбой с окружающей действительностью, одиноко и безмятежно спал недопризнанный гений, уже открывший новые горизонты, но ещё не успевший за них заглянуть. Крупнов: Знаешь, почему у меня на обложке альбома такое зверское лицо? Когда я привстал, чтобы придвинуть стул, то нечаянно сел на свои пальчики. Миша (фотограф) сказал: "О! Больше ничего не делай. Это то, что надо!". Бхагавад-Гита, Кастанеда… Нет, всё не то. "Убей их всех! Начни с себя…". Крупнов: У тебя никогда не было такого: ложишься вечером спать и думаешь - вот и ещё один день пережил… Толик отыскал тогда свою гитару - таксист не успел её загнать. И выдаёт на ней соло ещё более головокружительное, чем раньше. В новом альбоме он сумел высказать всё, что хотел. Крупнов: Есть такая вещь, как стёб. А то, что мы делаем - это стёб через стёб. Тогда и появляется оптимизм. Настолько всё хреново, что даже смешно. А музыка у нас действительно новая. Такую музыку сейчас не играет никто. Обычно любую песню, которая исполняется в стиле тяжёлый рок, можно максимум напеть. Вот эти песни наиграть даже можно - на фоно, на гитаре. Эти песни. Любому человеку, который никогда в жизни не слушал тяжёлую музыку, поставь пару-тройку песен, и он врубится. С ходу. Потому, что это гениально. А всё гениальное просто. У нас всё просто, как трусы за рубль двадцать. Для чего я всё это делаю? Я самовыражаюсь. Жить для меня - делать то, что я хочу. "Книга Перемен" предупреждает: ночь наиболее темна перед самым рассветом. И это верно, когда в запасе есть хотя бы ещё один день.
Рина Ивантей, специально для "HUSH - SH - SH". 2. ВЗГЛЯД МУЖЧИНЫ "Анатолий Крупнов (ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК): "Я открываю новые горизонты для тяжёлой музыки""
ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК - это, в первую очередь, её создатель, певец, бас-гитарист, автор текстов и музыки Анатолий Крупнов. А где бас-гитара, там и барабаны, а это Вовчик Ермаков. Ритм-секция - ударная сила любой группы. В ЧО - это сплав опыта и молодости, рок-интеллекта и горячности. Предпринятая мной попытка создать на бумаге этот сплав ни на что не претендует. ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК - это всего лишь ассоциации, как и шумная жаркая Москва за толстыми стенами старого дома, зябкость, но уютность просторной комнаты, цветная наколка Толика, драные джинсы Вовчика, моя серьга в ухе, сигаретный дым… ("Толик" и "Вовчик" - уменьшит.-ласкат. от "Анатолий" и "Владимир" соотв. - ред. для не вруб-ся).
"Я не знаю, преодолел ли я то, что мне пришлось пережить". Эрих Мария Ремарк.
Толик: Почему ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК? Это ассоциативно, подспудно. Вот, вслушайся: "обелиск" - что-то холодное, изящное, тонкое, а "чёрный" - вязкое, мрачное, тяжёлое, основательное… Вариантов было много, но все крутились вокруг одного. К Ремарку же это не имеет почти никакого отношения (хотя он один из моих любимых писателей). А начинали мы летом 86-го, и уже в сентябре - первый концерт. Правда, он проходил весьма оригинально - в паузах дискотеки, сам понимаешь, какая была публика. Но тем не менее нас заметили. Второе выступление было более организованным. Дебютная программа "Апокалипсис" была сделана в спиритическом и тягучем духе ранних BLACK SABBATH. С этой программой мы завоевали рок-Москву. А до самых до окраин мы дошли уже в 87-м с программами "Цветы Зла" на стихи француза Шарля Бодлера и "Серый Святой" на стихи голландца Эмиля Верхарна и нашего соотечественника Иосифа Бродского, не считая моих собственных текстов. Неплохая компания подобралась, не правда ли? А ведь был ещё и Папа - огромный череп, напичканный всякого рода световыми и пиротехническими эффектами. Да-да, именно его ты видел на концертах КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА (в конце концов они его всё-таки раздолбали, а жаль!), я его продал этой команде - нужны были деньги на выпивку. Я тогда здорово пил. И даже главный приз фестиваля "ЗД-88", видеосистему, мы дружно и яростно пропивали целую неделю (не пилить же её на всех?). Я сейчас завязал - может сказаться и на собственном здоровье (я ещё молод, и молод до безобразия), и на самочувствии группы. Ныне предпочитаю более цивильные способы взять кайф от жизни… О, лето 88-го - гастроли, болельщики, фестивали, успех, головокружение. И вот - довыступались - в группе начались разброд и шатания, делёжка одеяла - каждый тянул на себя и в разные стороны. Все от этого здорово устали. Страсти накалились, дело дошло до мелких потасовок, виноват, часто по моей инициативе. Точка была закономерна. В августе, в Кишинёве, прямо на концертной площадке произошла очередная разборка… и к осени группа тихо развалилась, а я подписал контракт с группой ШАХ, где и проиграл два года… Толик в очередной раз закуривает, я ловлю себя на мысли: "Действительно, проиграл". (Надо же, поймал! - ред.). Но это ассоциации, ШАХ не остался провалом в творчестве Толика. Поздний ЧО - более жёсткий и динамичный и… Впрочем, затянувшись Толик продолжает рассказывать, а я и Вовчик заворожено слушать. Толик: ШАХ - это всё же не моё, не тот кайф. Душа тянулась к Ремарку. В июле 90-го я решился на возрождение ЧО, пригласив за барабаны Серёжу Комарова (ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА). Его игра, в основном, и была причиной желания воссоздания ЧО. Это был именно тот барабанщик, с которым я хотел работать, он устраивал меня на все 200 %. В сентябре ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК восстал из пепла на фестивале "Железный Марш". И всё бы хорошо - подготовили новую программу "Стена", начали записывать первый студийный альбом (до того были только концертные записи не самого высокого качества - у нас не было денег и возможности записываться хорошо, а плохо я не хотел)… Но в ноябре произошла трагедия - погиб Серёжа (его застрелили, помнишь эту нашумевшую историю)… Мы молчим, в который раз закурив. Толик уходит на кухню ставить чайник, а молодой, горячий, нетерпеливый Вовчик наконец-то прерывает обет молчания. Вовчик: Я начинал в 89-м в группе КАНТОР, записал с ними демоальбом и ушёл в STAINLESS. И вот однажды звонит мне Вася Билошицкий: "Хочешь прослушаться в Э.С.Т.?". Я думал всю ночь, слушал их музыку и понял, что без пива в ней не разобраться. С пивом был напряг, и я решил, что в Э.С.Т. играть всё же не буду. Проходит время - снова звонит Васька: "Хочешь прослушаться в ЧЁРНОМ ОБЕЛИСКЕ?". И опять раздумья - что выбрать? Ритм-секция всё-таки оказалась ближе, да и трэш я до конца ещё не понимал. Я рискнул, поставив на ЧО - и не прогадал! За две недели выучил весь репертуар, дописал с группой альбом "Стена". 1 декабря 1990 года состоялся концертный дебют… Здесь можно сделать антракт, выпить чаю (?! - ред.) с вафельным тортом (?! - ред.) и послушать на стареньком японском магнитафончике (японцы-то долго не живут - ред.) песни этого альбома. Толик говорит, что этот альбом представляет собой подборку самого широкого спектра стилей тяжёлой музыки. Привлекает виртуозность владения инструментами, изящество и неожиданность аранжировок. Я вновь ловлю себя на мысли (во реакция! - ред.), что именно здесь начинает выкристаллизовываться собственный стиль ЧО. А может быть, это тоже лишь ассоциации (лирические сомнения на почве чрезмерного употребления вафельных тортов. - диагноз ред.)…
"…Мой ангел, помните ли вы Ту лошадь дохлую под ярким белым светом?…". Шарль Бодлер.
Толик:Итак, "Стена". Как ты уже понял, с PINK FLOYD, любимейшей моей группой (конечно же ещё и METALLICA), ничего общего - чисто ассоциативно. "Стена" - это то, что как нельзя лучше объясняет моё тогдашнее состояние, помимо того, что это название одной из лучших песен этого альбома. За полгода группа вернула утраченные позиции. И вот новая программа "Ещё Один День", летом состоялась презентация винилового варианта альбома. Здорово было, не так ли? Диск диском, но мы, так сказать изначально культовая группа. Я человек ленивый. Если бы я постарался, то ЧО стала бы самой популярной командой. Вовчик: Она и так станет самой-самой. Состав группы самый сильный по драйву и саунду самый лучший, и это объективный фактор. Ритм-секция смертельная, гитары - одна трэшевая, вторая - рок-н-ролльная. Толик: Теперь ты понимаешь его горячность. Но если смотреть с субъективной точки зрения, мне кажется, что я открываю новые горизонты для тяжёлой музыки. Я считаю, что этим альбомом мы взорвём представления об этой музыке в этой стране. Да ты сам послушай. И я слушаю, и ловлю себя на мысли (кыш, проклятая, кыш! - ред.), что в альбом в действительности входят стопроцентные хиты, понятные абсолютному большинству людей, слушающих музыку. Обложка вообще клёвая - это я о птичке в клетке, жалкой и жалостливой одновременно. Ассоциация? (Федерация? Акклиматизация? - ред., естественно). Толик: Ты знаешь, я бывал в тусовках, к музыке никакого отношения не имеющим, и им нравились эти песни. Наши песни (подчеркну - не композиции, а песни) о том, что волнует меня как автора - от повседневного быта до мировых проблем. Ты спрашиваешь, а что же Бодлер, Верхарн, Бродский? То была музыка с определённой эстетикой, переплетённой с хорошими стихами - и всё это было предтечей конкретики последних альбомов. Я, например, не понимаю, зачем человек, умеющий думать, сознательно делает из себя дегенерата (это я о детской чертовщине нашего трэша). Дань традициям? Каким традициям? Разве METALLICA - дегенераты? (Не-е-ет!!! - ред.). Я, да и ты тоже, не сказали бы. Тексты должны иметь смысл, текст - это ещё один инструмент в музыкальной палитре. И я настаиваю на том, что текст имеет равноправное значение с музыкой, ни к чему сознательно отказываться от того, что есть. Альбом "Ещё Один День" - не сюита в прямом смысле слова, хотя песни логически продолжают друг друга, но каждую из них можно выдернуть из общего контекста. И она зазвучит вполне самостоятельно. Как-как ты сказал? Интеллектуал от рока? М-да… Ну, спасибо… (Лев пьяных не любил… - ред.). Понимаешь, в любой области существуют люди, умеющие или не умеющие думать. Я за здоровую коммерцию, а не за коммерцию во главе угла. Совсем что-то наш Вовчик сник, забыли мы о нём. Вовчик - отличный барабанщик, через годик он будет входить в лучшую тройку, я в этом не сомневаюсь - недаром сам МАСТЕР пригласил его помочь в записи последнего альбома. Вовчик, да ты сам скажи, ведь у тебя уже и ученики есть. Вовчик: Не будем пока об этом… Вообще-то, я больше одного года в группах не задерживался. А в ЧО собираюсь остаться надолго… Были проблемы с Толиком, когда он пил, но сейчас, слава Богу, завязал. Кстати, ещё о пластинке. По материалу это пока самый агрессивный и жёсткий наш альбом. Музыку этого альбома сложно как-то определить, достаточно будет сказать, что это сильный шаг в сторону от устоявшихся традиций и в то же время это мощная и очень драйвовая музыка. И если ты спросишь, что это - отход назад или шаг вперёд, я скажу так. Если меняется музыка - это поиск. Если меняется дух, энергетика - это проституция. Я вспоминаю, как на "Монстрах Рока" в Воронеже, уже за полночь, когда все порядком устали и чуть ли не засыпали, мы сумели поднять и завести публику. Согласись, только по настоящему сильная группа может поднять "мертвецов". Толик: Для меня не важно, какие эмоции вызывает наша музыка, резко отрицательные или резко положительные - это лучше, чем никакие, хотя, конечно, отрицательных хотелось бы поменьше. На подходе очередной альбом. Он, как и все предыдущие, не будет иметь аналогов. Это будет хорошая, искренняя музыка - ведь мы действительно хороший ансамбль, правда, и если бы не моя лень…
Ассоциировал (и ассоциативно расчувствовался - ред.) Вит Аплатов
P. S. Миленький такой материальчик получился, славненький. Какой Крупнов человек на самом деле - можно только догадываться. Но железа в нём гораздо больше, чем показалось нашему восторженному корреспонденту. Железа и чего-то ещё…
Сам А.МЕЙДЕНОВСКИЙ и РЕДАКЦИЯ в частности. Журнал "РОКАДА" # 5, 1993 г. (Материал подготовил Horned).
|